понедельник, 6 февраля 2012 г.

Соревнования и подготовка в условиях высоких температур

Проблема построения процесса подготовки к соревновательной деятельности в условиях высоких температур волновала спортсменов и организаторов соревнований еще в конце XIX и начале XX в. Потеря сознания во время соревнований, тепловые травмы, а иногда и гибель спортсменов вызывали большое беспокойство не только спортсменов, но и тренеров, врачей, организаторов соревнований, любителей спорта. Однако отсутствие специальных знаний и опыта, явный недостаток соответствующих научных знаний в области физиологии и медицины не позволяли эффективно защищать спортсменов от тепловых травм.

Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с отчетом одного из лиц, сопровождавших на дистанции марафонского бега чемпиона Игр Олимпиады 1904 г. в Сант-Луисе американца Томаса Хикса: «За десять миль до цели у Томаса Хикса появились признаки близкой потери сознания. Когда он попросил .бутылку воды, я отказал ему, позволил лишь прополоскать рот дистиллированной водой. За семь миль до стадиона Хикс внезапно пришел в себя; в этот момент я понял, что настало время дать ему один миллиграмм стрихнина, смешав его с яичным белком. За милю до финиша он дошел до состояния, что ему хотелось во что бы то ни стало лечь на землю..., но мы не дали ему сделать этого. Мы твердили Хиксу, что если он не может иначе, то пусть, по крайней мере, идет пешком широким шагом, но только не останавливается. Немного спустя, когда его лицо приобрело пепельный цвет, мы дали ему еще один миллиграмм стрихнина с двумя яйцами, а также глоток бренди. Кроме того, мы облили его с ног до головы теплой водой из канистры, которую везли с собой в машине. Освежившись таким образом, он вновь пришел в себя. Но последние две мили Хикс тащился с трудом. Глаза его утратили всякий блеск, лицо совершенно обескровилось, руки повисли вдоль тела как плети, колени одеревенели настолько, что он едва отрывал ноги от земли. Хикс был в сознании, но время от времени его одолевали галлюцинации. Словом, последняя миля стала для него сплошным мучением. Мы скормили ему два яйца, вновь облили водой и дали глоток бренди. Но, несмотря на все это, Хикс смог преодолеть два последних подъема перед финишем лишь с огромными мучениями и из-за усталости был не в состоянии принять завоеванный им приз» (Кун, 1982).

Из множества процедур и рекомендаций, использованных помощниками Томаса Хикса, довольно трудно выделить те, которые могли бы реально помочь спортсмену, потерявшему большой объем жидкости, восполнить ее потерю, что, несомненно, резко бы улучшило состояние спортсмена и повысило его работоспособность; однако в этом Хиксу было отказано. Интересно отметить, что в те годы американская школа подготовки легкоатлетов отличалась наибольшей обоснованностью, а спортсмены США доминировали на международной спортивной арене. На тех же Играх в Сант-Луисе из 25 разыгранных золотых медалей на счету спортсменов США было 23.

С тех пор прошло много лет и сегодня мы с уверенностью можем говорить о достаточно всесторонней разработке проблемы адаптации спортсменов к условиям жары, построения тренировочной и соревновательной деятельности в условиях высоких температур. Однако проблема тренировочной и соревновательной деятельности в условиях жары в специальной литературе преимущественно рассматривается через призму профилактики тепловых травм и снижения работоспособности в связи с повышением температуры тела и дегидратацией организма. В то же время вне поля зрения остается отставленный эргогенный эффект тренировки в условиях высоких температур, который связан с экономизацией функций, повышением устойчивости к повышению внутренней температуры и потере жидкости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий