В процессе тренировок в условиях жары формируется функциональная система, ответственная за адаптацию спортсмена к высокой температуре. Система, вся деятельность которой направлена на поддержание температурного равновесия, включает:
1) афферентное звено (терморецепторы кожи и верхних дыхательных путей, афферентные пути);
2) центральное звено — гипоталамус (центр терморегуляции);
3) эфферентное звено — органы кровообращения и аппарат испарительного охлаждения.
Адаптация этой системы в первые дни пребывания в условиях жары зависит от того, насколько органы и механизмы, включенные в систему, были функционально загружены в предшествовавший период. Предварительно тренированные органы и механизмы будут значительно менее восприимчивы к условиям высоких температур, а слабо подготовленные станут тем лимитирующим звеном, которое будет ограничивать возможности всей системы. Это будет продолжаться вплоть до достижения адаптационных перестроек, соответствующих новому уровню функциональной нагрузки (Карлыев, 1986).
Приспособительные изменения в условиях высоких температур реализуются в четырех направлениях:
• развитие механизмов теплоотдачи;
• экономизация теплообразования;
• повышение устойчивости к гипертермии;
• поведенческая адаптация.
В развитии адаптации к высокой температуре решающее значение имеет сбалансированное совершенствование теплообразования и теплоотдачи: чем лучше функционирует система теплоотдачи, тем интенсивнее может быть двигательная активность, выше допустимый уровень теплопродукции.
Испарительная теплоотдача обеспечивается взаимосвязанной деятельностью потовых желез и органов кровообращения. Увеличенный кожный кровоток обеспечивает транспорт тепла и таким образом определяет активность потовых желез. Параллельно возрастает ЧСС, увеличивается объем циркулирующей крови, уменьшается кровоток во внутренних органах. По мере развития адаптации как в состоянии покоя, так и при дозированных нагрузках ЧСС и кожный кровоток существенно уменьшаются. Одновременно улучшается кровоснабжение внутренних органов. Обусловлено это повышением эффективности теплоотдачи испарением, вследствие которого выделение необходимого количества тепла обеспечивается меньшим объемом кожного кровотока.
Специальная тренировка приводит к значительному повышению количества выделяемого пота, которое за 3—4 нед у людей, не адаптированных к тренировке в жарких условиях, может возрастать в 1,5—2 раза. Увеличение потоотделения является следствием усиления деятельности активных потовых желез без увеличения их числа. Параллельно с увеличением потоотделения отмечается постоянное снижение в поте концентрации электролитов.
Адаптация к условиям высоких температур проходит достаточно быстро. В зависимости от температурных условий, уровня подготовленности спортсмена, специфики вида спорта и других факторов, период, достаточный для эффективной тепловой адаптации, может ограничиться 10—15, а иногда и 5—7 днями. Для обоснования этих сроков можно привести результаты различных исследований.
У неадаптированных к жаре испытуемых пребывание при температуре 45 °С в течение 4 ч приводит к значительному уменьшению гликогена в клетках потовых желез. Ежедневное нахождение испытуемых в этих условиях способствует нормализации расхода гликогена и на 10-й день тепловой адаптации его содержание не отличается от исходного уровня. В ходе регулярных тепловых воздействий в потовых железах совершенствуется процесс ресинтеза гликогена. Одновременно совершенствуются функции железы, задерживающие натрий.
Проблема адаптации к условиям жары возникает и в отношении подготовки лошадей, готовящихся к соревнованиям по конному спорту. Исследования, проведенные на лошадях, соревнующихся в условиях жаркого и влажного климата, а также результаты полевых исследований, проведенных Международной организацией конного спорта в Атланте в 1994 г., в связи с проведением Игр Олимпиады 1996 г., выявили остроту вопроса подготовки лошадей к соревнованиям в условиях жаркого и влажного климата. Установлено, что лошади способны соревноваться в условиях высокой влажности (70—90 %) при условии, что температура окружающей среды и солнечное излучение не превышают соответственно 30 °С и 2800 кДж-м2. Однако для этого лошадям необходим, как минимум, недельный цикл акклиматизации и двухнедельный — специальной подготовки в сложных климатических условиях. Кроме того, следует обеспечить специальный режим питания, гидратации и эффективного охлаждения.
У человека, впервые попавшего в условия высокой температуры, существенно снижается работоспособность, при выполнении стандартной физической работы повышается ЧСС, ректальная температура. На 7—9-й день развивается индивидуальная адаптация к высокой температуре: работоспособность восстанавливается, ЧСС и температура приближаются к величинам, регистрируемым в нормальных условиях. Одновременно существенно увеличивается испарительная теплоотдача (рис. 6.9). Снижение ЧСС сопровождается увеличением систолического объема, стабилизацией сердечного выброса и потребления кислорода, уменьшением температуры кожи.
По мере акклиматизации снижается экскреция норадреналина с мочой, что свидетельствует о снижении активности симпатической части вегетативной нервной системы, сопровождающемся уменьшением температуры тела. После акклиматизации, благодаря усиленному потоотделению, увеличивается разница между ректальной и кожной температурой, что обусловлено уменьшением кожного кровотока.
Повышение уровня адаптации спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности в условиях высоких температур приводит к существенному снижению концентрации натрия в выделяемом поте, поэтому хорошо адаптированные спортсмены часто могут ограничиться диетой с обычным содержанием натрия хлорида, не прибегая к его повышенным дозам.
Устойчивая долговременная адаптация к условиям жары характеризуется повышением порога чувствительности тепловых терморецепторов, укорочением периода включения испарительной теплоотдачи, значительным расширением возможностей потоотделения.
Адаптация к жаре протекает значительно легче у людей с черными или карими глазами. Люди со светлыми глазами вначале периода акклиматизации перевозбуждаются, у них часто отмечается бессонница, повышенная раздражительность, резкое повышение артериального давления. Сложность акклиматизации светлоглазых во многом усугубляется плохой переносимостью ими яркого света в результате резкого повышения активности головного мозга, что сопровождается нервозностью и раздражительностью. Люди с темными глазами легче переносят жару и ослепительное солнце, однако в условиях пасмурной, дождливой погоды они становятся вялыми, сонливыми, у них появляется чувство апатии. Все это сказывается на спортивных результатах, однако редко учитывается при построении подготовки и соревновательной деятельности спортсменов.
Следует отметить, что наиболее эффективным способом формирования адаптации к условиям жары является комплексное воздействие высоких температур и продолжительных физических нагрузок, требующих полной и длительной мобилизации систем теплопродукции и теплоотдачи. Высокие и продолжительные тепловые нагрузки в сочетании с рациональным режимом восполнения жидкости являются эффективным средством стимуляции долговременных адаптационных реакций к высокой температуре.
Следует учитывать, что эффекты тепловой адаптации весьма специфичны. Приспособление организма спортсмена к условиям сухой жары не гарантирует достаточно эффективной адаптации к жарким и влажным условиям. Более того, адаптация к работе невысокой интенсивности (25 %МПК) в жарких условиях не гарантирует адаптации к выполнению работы более высокой интенсивности (50—75 % МПК и более) в этих же условиях (Коц, 1986). В то же время адаптационные перестройки, являющиеся следствием пребывания и тренировки в условиях жары, достаточно стойки и сохраняются в течение 3—4 нед.
Наряду со значительным увеличением испарительной теплоотдачи существенным элементом адаптации является скорость транспорта тепла за счет увеличения скорости кровообращения. Одним из элементов оптимального режима восполнения жидкости является ее предварительный прием, часто в достаточно больших объемах (до 1—2 л). Это приводит к более интенсивному потоотделению во время работы, более экономной реакции системы кровообращения на действие высоких температур.
Специфика вида спорта оказывает решающее влияние на степень адаптации спортсменов к условиям высокой температуры. Марафонцы, бегуны на длинные дистанции, велосипедисты-шоссейники при выполнении стандартных нагрузок в условиях высоких температур дают реакцию, близкую к наблюдающейся у спортсменов, адаптированных к жаре. В то же время хорошо подготовленные пловцы высокого класса реагируют на пребывание и выполнение нагрузок в условиях высокой температуры на уровне реакций лиц, не адаптированных к условиям жары. Таким образом, эффективность испарительной теплоотдачи зависит от условий тренировки, способствующих или препятствующие тепловыделению и испарению пота. Теплопотери при тренировке в беге или велосипедном спорте связаны с испарительной теплоотдачей, а при тренировке в плавании — с теплоотдачей без активации деятельности потовых желез.
Способность терморегуляторной системы противостоять гипертермии существенно выше у спортсменов высокой квалификации по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, или малоквалифицированными спортсменами. Эти различия обусловлены способностью квалифицированных спортсменов к регуляции нагрузки при риске перегрева, устойчивости системы терморегуляции к интенсивному воздействию тепла. Однако это совсем не означает, что гипертермические травмы реже встречаются у квалифицированных спортсменов по сравнению с малоквалифицированными. Наоборот, предельные тренировочные и соревновательные нагрузки, часто планируемые в сложных климатических условиях, а также способность выполнять интенсивную работу в условиях тяжелого утомления и глубоких сдвигов во внутренней среде организма приводят к тому, что именно у спортсменов высокого класса в процессе ответственных соревнований, а иногда и подготовки встречаются случаи коллапса в результате тепловых травм. Это обычно происходит на финише или после финиша в беге на длинные дистанции, велосипедных гонках на шоссе. Причины коллапса могут быть различны: потеря большого объема жидкости; истощение мышечного гликогена и гликогена печени; уменьшение поступления кислорода к мозгу в результате расширения периферических кровеносных сосудов после финиша и снижения оттока венозной крови к сердцу; снижение ниже допустимых границ концентрации натрия в плазме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий